Ответ очевиден: с изучения и анализа состояния кадрового ресурса компании с учетом текущих целей бизнеса, а также выявления потребностей и ожиданий своих сотрудников. Одним словом, с диагностики.
Стратегия компании на рынке определяет ее кадровую политику. Например, агрессивная стратегия при прочих равных условиях будет лучше реализована специалистами с определенным уровнем темперамента. Однако исключительно темперамента, разумеется, недостаточно. Это был тривиальный пример.
В ходе наших исследований и наблюдений мы определили, что полный список компетенций, свойств, навыков, в той или иной мере значимых для различных должностей, состоит из нескольких десятков позиций, а точнее — около сорока. Определить их оптимальный набор и сочетание для каждой штатной должности становится довольно непростой задачей.
Чтобы облегчить эту задачу, сначала мы классифицировали весь набор компетенций по определенным признакам. А затем через призму собственного опыта разработали модели компетенций для большинства должностных позиций, встречающихся в нашей работе.
Но, главное, мы отработали принцип построения таких моделей, что позволяет в случае отсутствия нужного варианта модели провести новую разработку с минимальными затратами времени.
При любом исходном состоянии задачи обязательным этапом нашей работы является получение экспертного мнения. Экспертами здесь могут выступать как сам руководитель компании, так и руководители подразделений, отделов, а также уполномоченные сотрудники кадровой службы. Экспертам следует знать планы компании хотя бы в части вопросов, относящихся к работе тех подразделений, сотрудники которых будут оцениваться. Например, для оценки специалистов коммерческой службы наилучшими экспертами могут быть коммерческий директор предприятия или начальник отдела продаж.
Цель данного этапа — определить, насколько точно предлагаемые нашим агентством исходные модели компетенций (шаблоны) соответствуют представлению экспертов об оптимальном наборе качеств по тому или иному должностному лицу. Разумеется, с учетом планов, текущих потребностей и возможностей компании.
Все внесенные исключения и добавления при этом подлежат обсуждению с консультантом нашего агентства. Нам важно установить их причину, так как это может повлиять на качество конечного результата.
В результате корректировки мы имеем окончательный вид набора моделей, на основе которых выполняется следующий этап работы — диагностика целевого контингента сотрудников компании.
Заключительный этап – анализ полученной информации и предоставление заказчику отчета в разрезе по каждому сотруднику; обсуждение результатов, формулирование рекомендаций.