Как говорил один из героев любимой всеми комедии «В джазе только девушки»: «У каждого свои недостатки». Некоторые из них, к сожалению, видны невооруженным глазом, другие спрятаны поглубже. Так стоит ли, вообще, о них рассказывать, тем более, на собеседовании при приеме на работу?
А работать так хочется…
Марина Соседова устраивалась копирайтером в крупное московское рекламное агентство. На итоговом интервью ее неожиданно спросили: умеет ли она писать радио-споты. В требованиях, предъявляемых к кандидатам, такого пункта не было. Марина оказалась не готова к подобному повороту событий, но решила не отступать. Она сообщила работодателю, что писала рекламные ролики для радио на своей прежней работе, но ее варианты не понравились заказчику и не вышли в эфир, а в портфолио она их не включила, поскольку об этом не было упомянуто заранее. Интервьюер отреагировал на ответ совершенно спокойно, и предложил Марине со следующей недели приступать к работе. Одним словом, все складывалось удачно…до первого рабочего дня.
Оставим на время свежеиспеченного копирайтера Марину, и поговорим о том, стоит ли скрывать свои недостатки на собеседовании, и что за этим может последовать.
Вариант №1. Сеанс разоблачения
На самом деле у работодателя существует немало способов уличить Вас, если не во лжи, то в сокрытии нелицеприятных фактов. Вера Александрова, психолог-консультант одной из рекрутинговых компаний приводит некоторые из них:
Перекрестный опрос. Соискателя интервьюируют не один, а сразу два сотрудника кадровой службы. Причем задают они практически одни и те же вопросы, если человек говорит неправду, то рано или поздно он начнет сбиваться и сам себя выдаст.
Уточняющие вопросы. Интервьюер задает огромное количество уточняющих вопросов, интересуется мелкими деталями из биографии кандидата. Беседа длиться не 20-30 минут, а несколько часов. Такая тактика может утомить и вывести из себя даже самого подготовленного человека. Правда, из-за нехватки времени применяют ее далеко не ко всем, в основном, к кандидатам на серьезные позиции.
Нестандартные вопросы. Если вы заявили о нестандартности своего мышления и это качество важно для работодателя, то вам могут задать соответствующие вопросы. Например, президент компании Rochester Software Associates (разработка программных продуктов) Роберт Баден рассказал в интервью журналу INC, что задает кандидатам вопросы типа: «Представьте, что Вы стоите перед небоскребом, у Вас есть барометр. Как с его помощью узнать высоту здания?» Правильный ответ: «Никак».
Психологическое давление. Заподозрив, что соискатель лукавит, интервьюер может начать использовать приемы настоящего «допроса» — держать многозначительную паузу, пристально смотреть на собеседника, внимательно изучать документы на столе и прочее. Следующим этапом, как правило, бывает предложение пойти проверку на детекторе лжи. При этом совершенно необязательно, что у компании он есть. Однако, знать об этом наверняка, вы не можете.
Перепроверка данных. Многие работодатели сразу же просят сообщить телефоны нескольких лиц, которые могут подтвердить информацию, указанную в резюме. Такую процедуру проверки многие компании используют «по умолчанию». Работодатель может и не спрашивать о рекомендациях, а просто проверить ее по своим каналам, поскольку HR-сообщество не так уж велико — найти нужные сведения несложно.
Методика STAR (Situation Target Action Result). Кроме простых вопросов кандидат может проходить, так называемое, структурированное интервью, где нужно приводить примеры конкретных профессиональных ситуаций и анализировать их с разных сторон. С честью пройти интервью может только тот, кто действительно способен проиллюстрировать свой профессиональный опыт конкретными примерами, Если учесть, что для проверки каждого качества, указанного в резюме, просят рассказать 2-3 реальные ситуации, подготовиться к такой беседе, опираясь только на фантазию, практически невозможно.
Тесты. Авторы некоторых статей упорно твердят, что к тестам точно можно подготовиться. Посидел в интернете и все отлично. Но тестов существует великое множество, поэтому угадать, какому из них подвергнут вас, трудно. Это может быть опросник из 100 пунктов или тест с рисунками. Когда тестирование проводит опытный специалист, он, как правило, знает обо всех «приемчиках», которые обычно используют кандидаты. Если это интеллектуальное испытание и вы «прикинулись» умным – тем лучше для вас. Что касается личностных опросников, то есть ли смысл имитировать тот результат, который кажется вам хорошим? Все стараются казаться неумеренно общительными и чрезвычайно спокойными. Этим репертуар «обманщиков» и ограничивается. Все остальные «подделки» при тестировании становятся опасными.
Иногда используют и импровизированные тесты. Так, например, в одной фирме каждому вновь пришедшему кандидату говорили, что больше всего здесь ценится аккуратность, а затем спрашивали, вытер ли он ноги о коврик перед дверью. Естественно, что почти все отвечали: «Конечно, вытер». На что работодатель с улыбкой отвечал: «А гораздо выше аккуратности мы ценим честность. У нас нет никакого коврика».
Конечно, этот тест больше похож на анекдот, чем на реальную историю, однако не думайте, что такие ситуации невозможны. Если Вы обладаете большим количеством достоинств, лучше рассказать о некоторых своих недостатках. Ведь даже если о них не узнают на собеседовании, они могут всплыть позднее и навредить вам гораздо больше.
Вариант №2. С кого спрос больше?
Естественно, с того, кому много дано. Поэтому чрезмерно разрекламировав свои достоинства и предыдущий позитивный опыт, но забыв рассказать о некоторых пробелах в нем, Вы рискуете попасть в ситуацию несбывшихся надежд.
Татьяна Фадеева, директор магазина, реализующего женскую и мужскую одежду, рассказала такую историю из своей практики. Год назад она взяла специалиста по маркетингу и рекламе с серьезным опытом и массой идей, по крайне мере, именно это следовало из его резюме. За полгода этот специалист так и не смог поднять продажи на необходимый уровень. «И хотя некоторые положительные тенденции все же наметились, — говорит Татьяна, — он не оправдал наших ожиданий. Мы ждали от него настоящих чудес». Интерес к специалисту и его действиям был потерян, финансирование сокращено. Вскоре он был вынужден уволиться. «Мы взяли на его место совсем молоденькую девочку, почти без опыта, — продолжает Татьяна , — и она работает вполне удовлетворительно, и обходится нам гораздо дешевле».
Возможно, первый специалист тоже работал хорошо или даже очень хорошо, но обещал-то он «супер-работу». Так что если Вы не можете предложить работодателю ничего сверхъестественно, лучше об этом и не говорить.
Вариант №3. Я все могу!
И, наконец, последний вариант развития событий – работодатель не станет тратить силы и время на то, чтобы разоблачать Вас на интервью, но как только Вы приступите к работе – предложит сделать именно то, что Вы не умеете. Именно в такую ситуацию попала и наша героиня Марина. В первый же рабочий день, ей предложили написать десять радио-спотов для известной компании, производителя пива. Надо сказать, что такие способы «проверки» типичны для творческих коллективов: рекламных агентств, продюсерских объединений, редакций и т.п.
Правда, Марина и тут не отступила, а написала все десять роликов. Когда их увидел ее непосредственный начальник, он сказал, что потрясен Марининой находчивостью и самоуверенностью. А затем попросил ее узнать у коллег, как именно оформляются рекламные ролики, как правильно рассчитать продолжительность их звучания в эфире и прочие «мелочи». Марина поняла, что выдала себя с головой, однако ее оставили в компании, поскольку сочли, что она нашла достойный выход из ситуации. А научиться писать стандартные радио-споты – дело времени.
Так что в некоторых случаях небольшая ложь может пойти на пользу. Ведь не случайно же HR-ы шутят, что о своих недостатках нужно рассказывать невесте, а работодателю – только о достоинствах.
Как рассказать о своих недостатках на интервью?
Советует Клаудия Ольман , независимый психолог, консультант по разрешению трудовых конфликтов:
Не опережайте события, если Вас не спрашивают о недостатках, не стоит самому заводить разговор на эту тему.
Если Вас все же попросили рассказать о этом, постарайтесь свести разговор к пробелам в профессиональных знаниях, которые вряд ли понадобятся на новой работе.
Не скрывайте факты, которые можно проверить, лучше преподнесите их, как легко исправимые недостатки. Например, если Вы еще не окончили институт, а претендуете на место, где требуется высшее образование, расскажите об этом, добавив, что, учась и работая по специальности, Вы сможете применять полученные знания на практике, и работодателю не придется тратить деньги на Вашу переподготовку.
Когда речь зайдет о слабых сторонах Вашего характера, не стоит раскрывать всю свою подноготную, ведь Вы не на консультации у психоаналитика. Упомяните два-три мелочи, которые могут выглядеть, как продолжения Ваших достоинств. Например, скажите, что Вы не слишком коммуникабельны, поскольку болтовня отвлекает от работы. Если Вы претендуете на вакансию бухгалтера, то работодателю это наверняка понравится. Другое дело, если Вы устраиваетесь в PR-службу.
Будьте готовы к тому, что некоторые интервьюеры специально провоцируют собеседников, находя в каждом их ответе желание скрыть недостатки. Ни в коем случае не идите на конфликт. Лучше скажите, что Вы понимаете сомнения работодателя, ведь он совершенно не знает Вас, но у Вы постараетесь его разубедить. Можно попытаться ответить на неприятный вопрос работодателя с юмором, например, сказать, что Вы считаете своим главным недостатком неумеренное употребление орехового пломбира. Однако будьте готовы к тому, что интервьюер может и не оценить Вашу шутку по достоинству.
Никогда не пытайтесь, даже в шутку, убедить работодателя, что у Вас вообще нет никаких недостатков. Это будет означать одно из двух: либо Вы неисправимый лжец, либо Вас просто не существует.
Литература по теме:
- Фрай Р. Как успешно пройти собеседование. 101 подсказка, М.: Фаир-Пресс, Гранд, 2004.
- Пиз А., Гарнер А. Говорите точно… Как соединить радость общения и пользу убеждения, М.: Эксмо, 2003.
- Коноваленко М. Ложь в общении. Как защитить себя от обмана, М.: Сфера, 2001.
- Лайнс Д. 30 минут до собеседования. В поисках работы, М.: Лори, 2000.
- Морнель П. Игры, в которые играют фирмы, или технология эффективного трудоустройства, М.: Добрая книга, 2002.
Оксана Крылова
Источник: Газета «Элитный персонал»