Сегодня в объявлениях о вакансиях очень часто можно встретить слово «соцпакет». Что это такое, для чего он нужен и что в него входит?
Вот как на эти вопросы отвечают рекрутеры из кадровых агентств и руководители кадровых служб предприятий…
Юлия Ларионова, менеджер кадровой службы компании «Панинтер»:
- Социальный пакет — это то, что вы можете получить на предприятии помимо зарплаты. У разных компаний разные представления о его содержании. Многие подразумевают под соцпакетом только выполнение положений Трудового Кодекса: оформление трудовой книжки и карточки социального страхования, оплату больничных, отпусков. Это называют стандартным набором.
На нашем же предприятии соцпакет значительно шире: компания предоставляет сотрудникам существенные скидки на приобретение одежды собственного производства, льготные путевки на время отпуска, льготное питание. Мы устраиваем корпоративные праздники и дарим сотрудникам подарки. У среднего звена и топ-менеджмента есть возможность учиться, посещая семинары и тренинги. Для детей сотрудников компания организует праздничные представления и бесплатные новогодние подарки, ребятам выдаются путевки в лагеря отдыха.
Я считаю, что соцпакет — это проявление заботы о коллективе. С другой стороны он — своего рода приманка для специалистов, нужных предприятию. Соцпакет часто бывает для компании менее затратным, чем очень высокая зарплата для того же специалиста.
Ирина Соловьева, директор по маркетингу агентства «Контакт»:
- Соцпакет — это поощрение сотрудников в любой форме, кроме денежной. Не правда ли, весьма расплывчатое определение? Но другое на сегодняшний день сложно придумать, потому что есть масса вещей, которые при желании можно трактовать по-разному. Возьмем, например, мобильный телефон. Я считаю, что его оплата — это не подарок, не благодеяние со стороны компании, а возмещение расходов, связанных с производством. И таких моментов существует достаточно много.
В принципе, и сам термин «социальный пакет» — неверный. Правильнее будет назвать перечень поощрений компенсационным пакетом. Ведь на самом деле компании именно компенсируют трудозатраты сотрудников, а не осыпают их милостями с барского плеча.
Участившиеся упоминания о соцпакете связаны с желанием работодателей привлечь и удержать квалифицированных специалистов, которых не хватает сегодня на рынке труда. Нельзя до бесконечности повышать оклады, в конце-концов, существуют бюджет, план, и вот тогда работодатель оплачивает тем сотрудникам, в которых он заинтересован, обучение, медицинскую страховку и так далее.
Ольга Ширан, директор по персоналу компании «АРМО-Групп»:
- Оплата отпуска и больничных листов — это требования ТК РФ, обязательные для исполнения всеми предприятиями любой формы собственности. Я полагаю, что появление этих позиций в составе компенсационного пакета — результат «непрозрачности» российского бизнеса: не секрет, что пока еще есть фирмы с двойной бухгалтерией, есть компании, в которых люди работают вообще без оформления трудовой книжки. И в этих условиях заявление компании о готовности оплачивать больничные листы, звучит как гарантия того, что она будет выполнять все свои обязательства перед сотрудником.
В условиях же цивилизованного бизнеса оплата отпуска или больничного листа не являются частью компенсационного пакета.
Галина Спасенова, руководитель департамента агентства «Контакт»:
- Компенсационный пакет — это или инвестиционные вложения в персонал, или создание для сотрудников комфортных условий работы. Так, медицинская страховка, абонемент в фитнес-клуб относятся к инвестиционным вложениям: компаниям нужны сотрудники с крепким здоровьем, в хорошей физической форме.
Компенсационный пакет сегодня предлагают не только иностранные и крупные российские компании, но и фирмы, относящиеся к среднему бизнесу. Как правило, они оплачивают своим сотрудникам питание, транспортные расходы, обучение. Наличие компенсационного пакета часто является важным фактором при принятии решения кандидатом о выходе на работу в ту или иную компанию.
Наиболее распространенный вариант — дифференцированный компенсационный пакет. Он шире для тех подразделений, которые зарабатывают деньги для компании, например, для отдела продаж, и уже для тех, кто эти деньги тратит, например, для офисных сотрудников. Свой компенсационный пакет существует и для топ-менеджмента.
Ольга Ширан, директор по персоналу компании «АРМО-Групп»:
- По моему мнению, компенсационный пакет предназначен для создания сотруднику таких условий, чтобы он работал с максимальной эффективностью. Сейчас, когда уровень зарплат в разных компаниях практически одинаков, привлечь необходимого квалифицированного специалиста удается только за счет более интересных производственных задач и более привлекательных льгот и компенсаций. Если я вижу на собеседовании, что кандидат колеблется, то начинаю рассказывать ему о том, что еще, кроме зарплаты, мы можем ему предложить. И тогда чаша весов склоняется в пользу нашей компании. Особенно важную роль играет компенсационный пакет при подборе специалистов среднего звена и топ-менеджеров.
С другой стороны компенсационный пакет повышает лояльность сотрудников к компании, поскольку человек видит, что о нем заботятся, что ему гарантирована поддержка.
В «АРМО-Групп» в компенсационный пакет входит медицинская страховка, оплата питания, премирование сотрудников — за достижение высоких производственных и финансовых показателей компании (по итогам года) и особые достижения, оплата трафика разговоров по мобильным телефонам различным категориям сотрудников, возможность обучения, оплата проезда на работу, стопроцентная оплата больничных листов всем, независимо от стажа, материальная помощь, подарки, корпоративные праздники.
Компенсационный пакет не есть что-то застывшее и раз и навсегда установленное. Одним из направлений совершенствования компенсационного пакета нам видится его ранжирование в зависимости от уровня должности, вклада сотрудника и важности его работы для компании. Мы полагаем, что компенсационные пакеты топ-менеджера, уникального, высокопрофессионального специалиста и рядового сотрудника должны быть разными, при этом базовые составляющие компенсационного пакета должны быть одинаковы для всех.
Источник: Издательский Дом «РДВ-Медиа»