Как показывает практика, за профессиональной помощью обращаются, когда ситуация становится критической: как ноющий зуб — сделайте что-нибудь, чтобы только не болел. И конечно, в таком состоянии, вероятность ошибки в выборе консультанта или компании велика.
Чаще всего причиной является недооценка существующих управленческих проблем в компании. Подавляющее большинство руководителей испытывают те или иные управленческие проблемы, но:
- кто-то считает, что в любой момент может силами компании и менеджмента эти проблемы устранить и все время их откладывает на потом,
- кто-то боится приглашать сторонних специалистов, опасаясь утечки информации,
- кто-то боится неадекватной реакции персонала и дестабилизации работы компании, по принципу — не стало бы хуже,
- а есть руководители, которые считают приглашение консультанта – это роспись в собственной беспомощности.
Многие из приведенных причин толкают руководство компаний к созданию внутреннего консалтинга. Формируется новые службы: отдел развития, например, или функции оценки структуры и ее реструктуризации передаются в отдел персонала. Нередко действующего консультанта приглашают на работу в компанию, на постоянной основе. Вариантов может несколько.
Но может ли управленческий консалтинг стать эффективной внутренней услугой? Как показывает практика – нет.
Но, некоторые из Вас могут возразить, что и приглашение сторонних специалистов не всегда удачно. Да, такие ситуации встречаются и имеют внутренние и внешние причины: Не буду отдельно останавливаться на том, как искать и оценивать консультанта – об этом мы уже писали.
Хочу обратить Ваше внимание на те внутренние аспекты, которые могут существенно повлиять на результативность консалтингового проекта. Рассмотрим некоторые из них:
Откровенность и доверие, вовлеченность
Итак, Вы приняли решение о сотрудничестве с консультантом: это означает, что Вы ему доверяете или должны доверять, иначе работа умрет, еще не начавшись. Если Вы не готовы поделиться своими опасениями, сомнениями или стремлениями, а также не готовы лично участвовать в проекте, тратить свое время и анализировать сложившуюся ситуацию – Вы напрасно потратите деньги.
Как Вы думаете, был ли успешным проект, когда собственник бизнеса перед его началом сообщил, что не верит в его успешность, и «потратил» на него одну встречу, продолжительностью в 1.5 часа?
Повторюсь еще раз: консалтинг – это длительный процесс, в ходе которого достигается необходимый результат, и руководство компании, один из самых важных участников проекта. Вовлеченность и активность топ менеджмента определяет успешность проекта. А доверие консультанту и информационная откровенность – необходимые условия его реализации.
Четкое понимание проблем и постановка задачи
Очень редко, когда руководитель компании может четко определить причину тех или иных проблем в компании, чаще всего он видит только «верхушку айсберга». И именно эту «верхушку» и только ее он рассматривает как задачу проекта.
Например, началом одного из проектов стал звонок клиента с вопросом: «А разрабатываете ли Вы должностные инструкции?». Генеральный директор компании искренне считал, что это единственное, что мешает развитию его бизнеса.
При личной встрече выяснилось, что в компании не ведется вообще никакого регулярного менеджмента: нет целей компании, нет принципов ценообразования и расчета себестоимости, не ведется никакая финансовая и рыночная аналитика и…….нет должностных инструкций.
Заказчику очень важно понимать, какие результаты он хочет получить: должностные инструкции, которые станут совершенно бесполезными документами на данном этапе развития компании, или построение регулярного менеджмента, который повысит эффективность бизнеса и его прибыльность?
Любой консалтинговый проект начинается с управленческого аудита: определения реальных проблемных точек и задач, которые должны быть решены для повышения эффективности компании. А главная задача руководителя компании – объективно оценить результаты первичной оценки, а не увидеть в этом попытку обидеть его, как менеджера.
Соотношение результатов и ожиданий
Чаще всего недовольство проектом является следствием нереализованных ожиданий клиента. Причем эти ожидания могут касаться: как результатов, так и самого процесса выполнения проекта.
- есть руководители, которые хотят получить результат уже «завтра», а иные считают, что такая работа должна продолжаться несколько месяцев;
- кто-то лучше воспринимает письменные отчеты, иные предпочитают личные встречи с консультантом, когда можно уточнить все нюансы;
- есть руководители, которые считают, что чем больше времени консультант проводит в компании – клиента, тем больше он работает, иные – считают, что задача консультанта – это аналитика, и он должен находится в компании минимум времени, чтобы не отвлекать персонал, а всю необходимую информацию ему соберут сами сотрудники компании;
- есть менеджеры, опирающиеся в своих суждениях только на документальные факты, а есть те, кто опирается только на личностные оценки.
Примеров различных ожиданий от успешного проекта может быть очень много, но чем раньше и откровеннее Клиент выскажет свои ожидания от проекта, тем выше вероятность его удовлетворенности, как самим процессом, так и результатом.
Готовность к переменам
Это одно из самых важных условий успешности проекта. Перед тем, как обратиться за помощью — задумайтесь, а готовы ли Вы действительно, что-то менять? В противном случае, это окажется напрасной тратой времени и средств?
Можно ли считать успешным проект, Заказчик которого поставил отчет на полку и не разу его не открыл? Если Вы хотите развития своей компании, Вы должны быть готовы к переменам. Преимущество работы со сторонним консультантом в том, что он Вам поможет осуществить эти изменения, поддержит Вас в моменты неуверенности.
А в заключение, хотела бы привести еще одну медицинскую аналогию: «Совершенно здоровых людей не бывает, и профилактика всегда дешевле, чем лечение», поэтому, чем раньше компания озаботится вопросом повышения своей эффективности, тем быстрее, безболезненнее, а, следовательно, дешевле, она перейдет на качественно новый уровень своего развития.
Лариса Тихонова,
ведущий специалист по управленческому консультированию
Источник: consult.ru