Аутстафинг — один из инструментов в управлении персоналом, позволяющий компаниям регулировать число работников, не изменяя при этом официальную численность персонала.
В России он появился совсем недавно, и принесли его на наш рынок, естественно, филиалы международных кадровых корпораций.
Этот подход особенно актуален в случаях, когда компания имеет жесткие ограничения по численности headcount’а наложенные, например, головным офисом или уставными документами.
Это важно, по большей части, для западных компаний, работающих на территории РФ. Поэтому они, в принципе, и являются основными заказчиками этой услуги. Хотя существуют и другие причины, заставляющие руководителей прибегать к аутстафингу.
Одна из самых распространенных причин, как ни странно, забота о сотруднике. В этом случае компания оформляет в штат агентства-провайдера сотрудника, с которым у нее заключены только гражданско-правовые отношения (договор-подряд, контракт на определенный вид работ). Провайдер же заключает с ним трудовые отношения, предусмотренные КЗОТом, тем самым, обеспечивая ему социальные гарантии.
Еще одна причина — оформление в штат провайдера на испытательный срок. Если сотрудник и компания в течение этого времени подошли друг другу, то человека переводят в основной штат. Хотя очень многие люди годами числятся в штате агентства, работая при этом на совершенно другую компанию.
Если говорить об отраслях, в которых аутстафинг наиболее востребован, то четкой направленности тут нет. Сегодня этой услугой пользуются и производственные компании, и торговые, и рекламные, и фармацевтические. В последнее время возрос спрос на эту услуг в секторе информационных технологий и телекоммуникаций. Специалисты связывают это с общемировым кризисом в этой области и с изменением политики таких компаний.
Относительно позиций сотрудников, которых оформляют в штат агентства, существует следующая статистика. Львиная доля «внештатных» сотрудников — это секретари, горничные, переводчики, водители, IT-специалисты, бухгалтеры, маркетологи, то есть, различный административный и обслуживающий персонал. Сейчас в России наметилась тенденция — отдавать в штаты агентств менеджеров среднего звена. На западе же это нормальная практика. Во многих компаниях даже топ-менеджеры подразделений находятся за штатом компании.
Считается, что аутстафинг — изобретение японского менеджмента. Поскольку в Японии в штате компании состоит не больше трети всех, работающих на нее сотрудников. Так сказать, «костяк», определяющий лицо фирмы, формирующий ее облик, отвечающий за ее развитие и нормальное функционирование. Все остальные работники выведены за штат. Хотя они получают нормальную зарплату, имеют весь социальный пакет, зарабатывают себе стаж т.п.
Хотя во всем мире аутстафинг — стандартная процедура в работе с персоналом, на нашем рынке она приживается с большим трудом. Основная причина — психологическая. Для многих сотрудников непонятно и морально тяжело такое двойственное положение в компании: работать в одном, а числиться в другом месте. Хотя, ни для кого не секрет, что многие люди у нас годами поступали таким образом, оставляли свою книжку в госучреждении, а сами уходили в бизнес. Но если такая инициатива исходит от компании, сотрудник начинает чувствовать себя обиженным. Способ борьбы с этим предубеждением только один: сотрудники должны ясно понимать, по каким причинам это делается, и каким образом меняется их статус в компании. Однако на практике далеко не всегда руководитель имеет возможность объяснить своим подчиненным истинные причины аутстафинга. Самое главное на данном этапе — переломить сложившееся на нашем рынке представление о том, что отдают людей ненужных или тех, кого собираются уволить.
В компании АНКОР подтвердили, что большая часть компаний, пользующихся аутстафингом, это постоянные клиенты, на протяжении многих лет держащие одних и тех же людей в штате агентства. «Это вовсе не кандидаты на увольнение, — подчеркнули в агентстве. Просто компаниям так удобнее работать со своим персоналом».
Действительно, оформляя своих сотрудников в штат провайдера, компания полностью снимает с себя обязанности по расчету заработной платы, урегулированию различных правовых аспектов и т.п.
Для агентства услуга аутстафинга хоть и выгодная, но довольно трудоемкая и затратная, так как оно вынуждено держать целый штат бухгалтеров, кадровиков, юристов, занимающихся только обслуживанием этой сферы. Поэтому в России на настоящий момент не так много компаний, предоставляющих своим клиентам аутстафинг. Можно назвать 4-5 агентств, уверенно работающих в этом направлении: АНКОР, Kelly Services, Manpowers.
Хотя с другой стороны, этот рынок и не такой емкий, по крайне мере пока. Дело в том, что нельзя побудить компании воспользоваться подобной услугой. Аутстафинг заказывают только те, кому он действительно необходим. Увеличить количество клиентов посредством рекламы или другими способами практически не возможно. Обратившись в какое-либо агентство однажды, клиент, как правило, продолжает работать с ним, так как аутстафинг довольно тонкая вещь с юридической точки зрения.
Немаловажную роль тут играет договоренность агентства и компании-нанимателя о разделе ответственности за сотрудника, например, в случае производственной травмы (ведь у нас персонал редко бывает застрахован), есть и другие юридически не прописанные моменты.
Однако, даже не смотря на всевозможные сложности, услуга аутстафинга постепенно находит своих потребителей на российском рынке. Ирина Верещак, руководитель этого направления в компании АНКОР считает, что уже в недалеком будущем аутстафинг станет нормальной практикой среди отечественных компаний.
Оксана Крылова