Многие компании стремятся к лидерству, однако настоящими лидерами становятся единицы. Возможно, каждая из компаний, достойная титула «звезды» в своей индустрии, расскажет о собственной формуле успеха.
Однако у лидеров новой экономики знаний, работающих в разных отраслях, можно найти много общих черт – они умеют привлекать и удерживать талантливых сотрудников, провозглашают высокие идеалы и последовательно воплощают их в жизнь, создают настоящие инновации, которые меняют представления людей об окружающем мире. У них многому можно и нужно научиться. Имена некоторых из них широко известны – например, Google и Apple не нуждаются в представлении. Но есть и другие, пока менее известные широкому кругу, компании-лидеры, которые также готовы делиться своим опытом. Например, американская биотехнологическая компания Genentech, которая заняла первое место в новом рейтинге 100 лучших работодателей по версии журнала Fortune.
Чем примечательна эта компания? Аналитики считают ее успех феноменальным – компания появилась как будто ниоткуда, потеснив таких фармацевтических «монстров», как Merck и Lilly.
В декабре 2005 года ее рыночная капитализация достигла $102 млрд, и это единственная фармацевтическая компания, которая добилась столь впечатляющих результатов не традиционным способом поглощения других игроков, а за счет своих выдающихся научных разработок.
За прошлый год цена ее акций выросла в два раза, а доходы в 2006 году по прогнозам должны составить около $6,6 млрд. По мнению руководства и сотрудников Genentech, своими выдающимися финансовыми результатами они обязаны успеху инновационных препаратов, создание которых, в свою очередь, было бы невозможно без уникальной корпоративной культуры, стимулирующей научное творчество. В компании царит атмосфера, в большей степени напоминающая студенческий кампус, а не серьезное научное учреждение. Сотрудники любят свою работу и любят пошуметь на пятничных вечеринках, а руководство в лице СЕО Артура Левинсона, одетого в футболку с надписью «Клонируйся или умри», и вовсе любит похулиганить.
Genentech была основана в 1976 году, и своим рождением обязана научному открытию – в 1970-х биохимик Герберт Бойер и генетик Стэнли Коэн открыли технологию рекомбинантной ДНК. Узнавший об этом венчурный капиталист Роберт Свонсон понял, насколько велик коммерческий потенциал открытия, и договорился с Бойером о встрече. Ученый согласился выделить 10 минут своего времени, но энтузиазм Свонсона, его вера в успех новой технологии и огромную пользу, которую может принести людям ее развитие, привели к тому, что продолжительность встречи составила целых три часа. Несмотря на скептицизм со стороны академических и бизнес-кругов Свонсон и Бойер создали первую в мире биотехнологическую компанию Genentech (genetic engineering techniques).
С момента своего рождения главным условием благополучия Genentech была ее корпоративная культура, которая позволяла привлекать и удерживать лучших специалистов, и ориентация на научные инновации. В 1978 году компании удалось создать первый биотехнологический препарат – человеческий инсулин. Но в конце 1980-х Genentech «потеряла фокус» и перестала выпускать новые препараты, что незамедлительно привело к снижению стоимости ее акций. Компания стала объектом поглощения (ситуацией воспользовался швейцарский фармацевтический гигант Roche, который в 1990 году приобрел контрольный пакет акций Genentech, но по сей день позволяет ей работать независимо). В Genentech хорошо помнят эту историю и с тех пор ревностно оберегают свою корпоративную культуру, хотя по мере того, как компания растет, делать это становится все труднее.
Однажды на более ранней стадии своей карьеры Левинсон поспорил с коллегами, что пятеро из них точно поместятся внутри льдогенератора, и выиграл. Но его самой лучшей стала ставка на Genentech, которую он сделал в 1995 году, приняв предложение возглавить компанию.
В течение двух первых лет в должности CEO он убедил совет директоров инвестировать 50% прибыли в исследования. Сегодня благодаря этому решению возраст 4 из 13 препаратов, выпущенных компанией, составляет менее трех лет, 30 новых препаратов готовятся к выходу на рынок, и все клинические испытания оказываются успешны.
Левинсон также настоял на том, что компания должна фокусироваться на «значительных неудовлетворенных потребностях», существующих в таких областях, как онкология, иммунология и восстановление поврежденных тканей. Он избавился от проектов и людей, не вписывающихся в новую политику, и усилил приоритетные направления развития продуктов и новых исследований.
Компания стала уделять больше внимания найму талантливых специалистов, по-настоящему увлеченных своей работой. Genentech – один из самых щедрых работодателей, но те, кого привлекают деньги и статус, едва ли имеют шансы получить работу в компании. Помимо пятничных вечеринок (вообще вечеринки устраиваются по любому достойному поводу, например, по случаю получения одобрения FDA очередного препарата) сотрудников радуют бесплатным капучино, суши на заказ, отличным медицинским обслуживанием, щедрыми опционами, корпоративным транспортом и много чем еще. Но кандидаты, которые приходят из крупных фармацевтических компаний, часто бывают шокированы отсутствием иерархии, статусов и привилегий в Genentech, на что Левинсон невозмутимо замечает: «Если для вас это важно, в этом нет ничего плохого. Но здесь вы не будете счастливы».
Все сотрудники до того, как попасть в компанию, проходят через очень жесткий фильтр, который сортирует кандидатов на «своих» и «чужих». Например, для компании «своей» оказалась ученый-онколог Элен Филвароф, на стенах которой бок о бок соседствуют фотографии ребенка и пациентов. Кстати, фотографии пациентов также украшают и сайт компании. В разряд «своих» попала онколог Сьюзан Десмонд-Хельман (в настоящее время она занимает пост президента), которая знает, что значит сказать молодой матери о том, что у нее рак груди и нет шансов выжить.
«Правильные» люди для Genentech – это люди, страстно увлеченные своей работой, люди, которые борются за спасение жизней. И для этих людей Genentech — в свою очередь, тоже «правильная» компания, потому что предлагает работу, которая имеет особый смысл и особую ценность. Девиз компании: «В бизнесе ради жизни». Но найм «правильных» людей, готовых следовать ему, — лишь первый элемент корпоративной культуры Genentech. Для стимулирования научного творчества компания (так же, как и Google) настаивает на том, что сотрудники должны тратить не менее 20% времени на работу над любимыми проектами и поощряет неформальные обсуждения научных проблем.
Кстати, в Genentech можно встретить главу компании Apple Стива Джобса в качестве участника одной из таких горячих дискуссий.
Компания также может предоставить сотруднику академический отпуск, чтобы предотвратить его «сгорание». Один или два раза в год ученые и исследователи Genentech в обязательном порядке проходят через процедуру защиты своих работ перед специальным комитетом, состоящим из 13 участников, обладающих докторской степенью, который принимает решение о распределении бюджета. Для многих это становится серьезным испытанием на прочность, но, по словам Левинсона, это необходимо для того, чтобы обнаружить слабые места проекта, способные свести на нет конечный результат, а также избежать политиканства и фаворитизма. Это необходимо, чтобы выделить приоритетные проекты и исследования, которые с наибольшей степенью вероятности смогут привести компанию к созданию нового препарата, который спасет тысячи жизней. Если ученым не удается доказать состоятельность проекта, комитет его закрывает. Но работавшие над ним сотрудники не подлежат увольнению, напротив, им предоставляют возможность высказать свои пожелания относительно выбора следующего проекта.
Еще один важный элемент корпоративной культуры Genentech – веселое и немного бесшабашное отношение к окружающей действительности. Как уже было сказано выше, в Genentech привычные статусные атрибуты не имеют особого знания, в том числе и наряды. Исключение составляет, пожалуй, Хэллоуин, в честь которого президент компании Сьюзан Десмонд-Хельман нарядилась Белоснежкой, а остальные руководители, конечно, гномами. Именно в таком виде они направились в прошлом году поздравлять коллег из другого офиса, когда на пути увидели здание своего давнего конкурента – компании Amgen. Для начала Левинсон предложил устроить фотосессию на лужайке перед зданием, но этого ему показалось мало. Охранники Amgen не успели и глазом моргнуть, когда в вестибюль здания ворвались Белоснежка и гномы, сфотографировались, а затем, хохоча, опрометью кинулись прочь. Интересно, может ли себе позволить подобные выходки руководящий состав какой-нибудь другой компании? Между тем вице-президент Genentech Уолтер Мур считает, что подобные «безумные выходки», веселье и игры необходимы сотрудникам, потому что помогают восстановить душевное равновесие. Ведь они каждый день соприкасаются с человеческими страданиями и смертью.
Те же веселье и бесшабашность, как ни странно, также поставлены на защиту культуры компании от всего, что может погубить истинное творчество. И Левинсон, как главный идеолог, ревностно следит за малейшими изменениями атмосферы. Стоило менеджерам увлечься шаблонными, формальными и скучными презентациями, как Левинсон разослал письмо, в котором призвал срочно лечить эту опасную «болезнь». А на случай, если это не поможет, придумал специальную игру под названием gBuzz Bingo. Из интранета каждый сотрудник компании может выгрузить бинго-карты, на которых изображены часто употребляемые на «занудных» совещаниях выражения, которые зачастую лишены смысла. Чтобы сыграть в игру, надо взять эти карты с собой на одно из таких мероприятий, которое обещает быть достаточно скучным, и по мере произнесения докладчиками выражений, отображенных на картах, собирать их все и первым выкрикнуть: «gBuzz!»
Genentech стремится как можно чаще нарушать правила и традиции больших корпораций, потому что боится когда-нибудь стать одной из них – неповоротливой, скучной, нетворческой. Компания, которая развивается и растет стремительными темпами, осознает эту опасность и делает все возможное, чтобы этого не произошло. Чтобы с приходом новых людей культура компании не была «размыта», новичкам уделяется особое внимание. «Старожилы» рассказывают им об истории и культуре Genentech, регулярно проводятся собрания, посвященные фокусировке на истинных целях.
В Genentech использование данных анализа рынка является строгим табу, ведь главное – это не пытаться догнать и перегнать конкурентов, штампуя аналоги существующих препаратов и пытаясь «откусить» долю рынка побольше, а создавать принципиально новые лекарства. Из этого не следует, что деньги компанию не интересуют. Просто философия Genentech заключается в том, что создание новых продуктов, которые меняют жизнь людей к лучшему, неизбежно влечет за собой успех. В том числе и финансовый.
Бетси Моррис,
«Genentech: The best place to work now», Fortune, 2006
Источник: consult.ru