Что такое ассессмент-центр и каковы основные этапы его подготовки и реализации?
Может ли HR-менеджер самостоятельно применять его элементы в своей практике?
Какую информацию можно получить в результате проведения ассессмент-центра и как ее использовать?
В статье авторы подробно рассказывают о методе комплексной оценки персонала с использованием системы взаимодополняющих методик.
Метод получил название «ассессмент-центр».
Анализируются такие составляющие метода, как создание системы оценки, направленной на выявление потенциала сотрудников; проверка качеств работника различными упражнениями, тестами; оценка наблюдаемого поведения испытуемых, при этом оценку дают несколько специалистов, а фазы «наблюдения» и «оценки» разносятся во времени для достижения большей объективности.
Метод позволяет осуществлять отбор кандидатов на работу в организацию, проводить оценку потребности в совершенствовании управленческих качеств руководящих работников, выявлять сотрудников для последующего продвижения, разрабатывать кадровую политику фирмы и осуществлять внутриорганизационный контроль.
В публикации рассказывается о таких основных методиках ассессмент-центра, как психодиагностическое тестирование, биографическое интервью, деловые, ролевые, организационно-управленческие игры.
При этом даются общие правила проведения оценочных процедур, предусматривающие описание порядка работы, и правила поведения во время тестов и упражнений.
Дана типология критериев при оценке персонала, методика составления каталога требований, предъявляемых к должности.
Выделены основные подходы к формированию критериев оценки персонала.
При обработке первичных данных используется количественный подход, при котором производится сопоставление оценок, полученных испытуемым по каждому критерию оценки, и качественный подход, при котором описывается поведение испытуемого по оцениваемым критериям и формируется итоговый портрет, тот или иной подход может использоваться в зависимости от целей оценки.
После проведения ассессмент-центра полученные данные об испытуемых анализируются. Проведение объективных процедур дает возможность определить сильные и слабые стороны каждого участника и использовать эту информацию для определения карьеры и дальнейшего развития.
Участники программы ассессмент-центра имеют возможность выразить свои интересы, цели и ожидания; принимать решения о дальнейшей карьере и жизненных целях на основе более широкой информации.
Таким образом, этот метод имеет ряд преимуществ как для организации, так и для конкретных участников.
Организации периодически оценивают деятельность своих сотрудников, их навыки, личностные и профессиональные качества с целью повышения эффективности их работы и определения потребностей в профессиональном развитии.
Если эти оценочные процедуры проводятся регулярно, то они положительно сказываются на мотивации сотрудников, их профессиональном развитии и росте. Кроме того, результаты оценки позволяют принимать обоснованные решения о вознаграждении, продвижении, увольнении и развитии сотрудников.
Мировая практика выработала четыре основные механизма оценки персонала:
- оплата труда;
- трудовая карьера;
- аттестация;
- индивидуальное соревнование.
На смену произвольным (субъективным) оценкам приходит более взвешенная и разносторонняя оценка работников по результатам собеседований и их рабочим документам.
Б. Галамбо в книге «Искусство управлять» анализирует два возможных, дополняющих друг друга, подхода к оценке работников.
В основе первого лежат задачи и требования научного управления производством: акцент делается на оценке кадров с помощью подробного описания служебных обязанностей. Это, по мнению администрации, позволяет объективно оценить результаты, достигнутые работником. В данном случае собеседование не является обязательным.
Второй подход основан на концепции «человеческих отношений». По мнению Б. Галамбо, «счастливый человек — производительный работник». В этом случае собеседования играют решающую роль, так как позволяют лучше узнать работника, определить трудности, с которыми он сталкивается, и наметить пути их устранения.
Однако не каждый руководитель способен успешно вести беседу, поэтому многие из них прибегают к помощи специалистов.
Что такое ассессмент-центр?
Крупные компании создают специальные программы оценки потенциала своих сотрудников с помощью метода, получившего название ассессмент-центра (от англ. assessment center — центр оценки) — это метод комплексной оценки персонала, основанный на использовании системы взаимодополняющих методик.
Этой «комплексностью» он и отличается от двух других методов, названных выше.
Центр оценки ориентирован на реальное рабочее поведение оцениваемых сотрудников и учитывает особенности требований к занимаемым ими должностям.
Суть метода состоит в том, чтобы создать упражнения, моделирующие ключевые моменты деятельности оцениваемого работника, в которых проявлялись бы имеющиеся у него важные профессиональные качества. Степень их выраженности оценивается подготовленными специалистами.
На основании этой оценки делаются заключения о пригодности человека к данной работе, о его готовности к продвижению по службе, о необходимости проведения индивидуальных психологических консультаций, психокоррекции или социально-психологического тренинга.
Метод реализуется на практике поэтапно:
- создается система оценки, направленная на выявление потенциала сотрудников;
- проводится испытание работника, проверка его качеств различными упражнениями, тестами;
- оценивается наблюдаемое поведение испытуемых, а не предположения о стоящих за ним причинах;
- несколько специалистов дают оценку каждому участнику;
- фазы «наблюдения» и «оценки» удалены друг от друга во времени для достижения большей объективности.
Ассессмент-центр позволяет осуществлять отбор кандидатов на работу в организацию, проводить оценку потребности в развитии и совершенствовании управленческих качеств руководящих работников. С его помощью можно выявить сотрудников для последующего продвижения, разработать кадровую политику фирмы и осуществлять внутриорганизационный контроль.
Методики ассессмент-центра
Для проведения ассессмент-центра используется несколько методик. Назовем основные:
- психодиагностическое тестирование;
- биографическое интервью;
- деловые и ролевые игры;
- организационно-управленческие игры.
Психодиагностическое тестирование — метод, позволяющий получить информацию о качествах, существенно влияющих на поведение человека в организации и обеспечивающих его профессиональную эффективность.
С его помощью возможны описание и оценка актуального эмоционального состояния работника, механизмов адаптации, источников проблем в индивидуальной деятельности и во взаимодействии с другими людьми.
Можно определить потенциальные возможности оцениваемого, соотнести результаты разных кандидатов между собой и с общими и групповыми нормами.
Биографическое интервью — метод, при котором информация о профессиональных целях и ценностях, организаторских способностях, коммуникативных и личностных качествах исходит от самого оцениваемого. Это позволяет достигнуть максимальной объективности итоговой оценки.
Биографическое интервью помогает оценить достижения и неудачи участника, прояснить реалистичность и профессиональную направленность его целей, ориентированность на профессиональный рост и продвижение по службе, круг общих интересов.
Ситуации коллективной деятельности моделируют деловые и ролевые игры. В ходе их собирается информация о поведении человека в тех или иных ситуациях, об особенностях взаимодействия людей в группе при решении общей для них задачи.
Оцениваются коммуникативные и организационные навыки участников, способности к аргументации своей точки зрения, системность, динамичность и гибкость мышления, креативность.
Организационно-управленческие игры моделируют управленческие ситуации, позволяющие оценить наличие у сотрудников навыков выработки решений по стратегии развития компании и ее подразделений. Игра основывается на реальных проблемах данной организации, обсуждение которых важно в данный момент.
Это дает возможность оценить управленческие способности кандидатов, а также предлагаемые ими конкретные программы действий.
Общие правила проведения центра оценки
Любые процедуры в центре оценки направлены на сбор максимально полной диагности ческой информации, сведений об актуальных возможностях испытуемого.
В процессе оценки условия работы всех испытуемых должны быть уравнены. Необходимо снизить воздействие всех объективных факторов, которые могут повлиять на результат.
Важно получить достоверную информацию о поведении испытуемого в обычной ситуации. Поэтому необходимо максимально снизить «эффект экспертизы», когда оцениваемый ведет себя не так, как вел бы в реальной жизни, а старается понравиться, угадать ожидания эксперта.
Перед каждым тестом или упражнением должна быть дана очень точная и строгая инструкция, которая может включать в себя:
- описание порядка работы (этапов упражнения, правил фиксации результатов, состава материалов, которые должны быть сданы в конце упражнения, и т.д.);
- правила поведения во время проведения упражнения (временной регламент, перечень средств, которыми можно пользоваться, когда и как можно задавать вопросы, можно ли прерывать работу и т. д.).
Не рекомендуется прерывать работу испытуемых и просить их отвлечься на выполнение какой-либо иной процедуры (если это специально не предусмотрено для оценки определенных качеств).
В процессе заполнения тестов целесообразно проводить наблюдения за тем, как работают участники испытания.
Это дает возможность собрать дополнительную информацию о психологических и деловых качествах.
Подготовка к реализации ассессмент-центра
Подготовка проекта «Ассессмент-центр», как и любого другого, подразумевает проведение работы по определению целей, сроков, объемов, возможных результатов оценки, перспектив кадровых проектов и решений в конкретной организации.
Анализ деятельности и формирование критериев оценки позволяют достичь более глубокого понимания особенностей деятельности оцениваемых сотрудников, специфики организационной культуры и схем взаимодействия, используемых в организации.
После того как формируются критерии оценки и разрабатывается шкала наблюдения, предстоит проектирование программы центра оценки. Проектирование заключается в конструировании процедур оценки и завершается созданием организационного плана реализации программы, описанием требований и ограничений.
Также необходимо провести обучение наблюдателей-оценщиков навыкам наблюдения, подготовить их к работе в рамках центра оценки.
После этих мероприятий происходит собственно реализация программы центра оценки, т. е. проведение запланированных процедур с целью сбора персональной кадровой информации.
Анализ полученных данных включает подведение итогов, обобщение результатов, оформление итоговых материалов.
Рассмотрим подготовительные этапы ассессмент-центра более подробно.
Составление каталога требований
Основным материалом для составления каталога требований, предъявляемых к той или иной должности, являются результаты интервью с менеджерами, имеющими достаточный опыт работы в организации.
В качестве вспомогательной методической базы для проведения интервью используются различные стандартные описательные схемы. Одна из подобных схем приведена ниже.
- Функциональные требования:
- управление и руководство;
- коммуникация;
- профессия.
- Квалификационные требования:
- техники управления;
- опыт руководства (опыт работы в должности, стаж работы руководителем, стаж работы в организации);
- профессиональные знания (уровень профессиональной подготовки, продолжительность и качество обучения).
- Организационные требования.
Определяется стиль руководства. Прежде всего он зависит от типа организации и от соответствующего данному типу способа включения индивидуума в организационную деятельность.
Результаты оценки позволяют составить профиль требований, предъявляемых к конкретной должности.
Профили, полученные для отдельных должностных позиций, сводятся затем в каталог требований.
Формирование критериев оценки персонала
На этом этапе выделяют несколько основных подходов к формированию критериев оценки:
- по конечному результату (анализируются возможные результаты труда, ожидаемые от сотрудника на конкретном рабочем месте);
- по идеальной модели личности (анализируется «психологический портрет» и изучаются черты успешного сотрудника);
- через изучение требований должности (анализируется сама работа, либо изучаются регламентирующие ее нормативные документы, возможно применение различных методов профессиографии);
- на основании экспертной оценки, которая дается компетентными сотрудниками.
Используются и другие подходы (например, игровое моделирование).
В зависимости от специфики организации и условий труда сотрудников их деятельность может анализироваться по двум различным направлениям.
Если организация создана недавно, то построить модель ее деятельности в целом и отдельных подразделений можно через проведение особой игротехнической процедуры. Данный вариант дает возможность проанализировать актуальное состояние организации и определить модель ее структуры, ориентированной в будущее.
Если организация достаточно долго функционирует, сложились структура учреждения, основные типы деятельности, возникает задача их проанализировать, зафиксировать и, возможно, откорректировать.
Провести подобную работу можно, используя процедуры, сложившиеся в рамках подхода «анализ деятельности», который осуществляется в два этапа:
- обучение экспертов, т. е. тех сотрудников, которые привлекаются в качестве исследователей при анализе деятельности;
- собственно анализ деятельности.
Для этого может быть использована карта наблюдения.
Пример карты наблюдения, разработанной для оценки должностной позиции управляющего филиалом финской компании, приведен в Приложении (ниже).
Обработка первичных данных
В типовых программах центра оценки используется большое количество различных процедур, дающих подчас разноплановую информацию.
Можно выделить два основных подхода к обработке первичных данных и получению на их основании кадровой информации — качественный и количественный.
Количественный подход, при котором производится сопоставление оценок, полученных испытуемым по каждому критерию оценки. Для этого все результаты отдельных процедур переводятся в единую, т. е. общую для всех методов балльную шкалу.
Качественный подход, при котором описывается поведение испытуемого по оцениваемым критериям и формируется итоговый портрет.
Тот или иной подход может использоваться в зависимости от целей оценки и форм представления результатов.
Для достижения высокой точности результатов центра оценки необходима серьезная подготовительная методическая работа, которая должна включать в себя:
- ознакомление экспертов с результатами использования каждой процедуры в диагностических целях;
- сопоставление результатов применения процедуры с результатами ранее апробированных методик, проверка диагностичности при оценке конкретных критериев;
- выделение и баллирование индикаторов, создание методики и использование процедуры в рамках центра оценки.
Анализ полученной информации
После проведения программ центра оценки данные об испытуемых, полученные в ходе проведения процедур, должны быть проанализированы, сопоставлены и скомпонованы.
Можно выделить несколько этапов обработки информации:
- Первичная обработка результатов тестов, специализированных и групповых упражнений.
- Перевод полученных результатов в индикаторы по критериям оценки.
- Оценивание и перевод индикаторов в балльные оценки по критериям.
- Сопоставление балльных оценок, полученных по одному критерию в разных процедурах, формулирование итоговой балльной оценки и подготовка индивидуальных таблиц оценок.
- Содержательное описание уровня развития личностно-деловых качеств испытуемого, формирование общего заключения и рекомендации по дальнейшему использованию и развитию.
- Подготовка обобщенных материалов по группе оцениваемых ранжированных списков, карт распределения персонала.
Отчет может быть подготовлен по следующей схеме:
- Методы, используемые в ходе проведения оценки:
- описание методики исследования личности Р. Кетелла;
- анализ критериев оценки согласно предъявляемым к должности требованиям;
- карта наблюдения поведенческих признаков.
- Социально-психологические особенности личности:
- коммуникативные свойства;
- эмоциональные характеристики личности;
- интеллектуальные характеристики личности;
- уровень самооценки;
- профиль личности.
- Анализ включенного наблюдения (ролевые игры):
- отношение к процедуре обследования;
- эмоциональная и мотивационная сферы;
- система ценностей;
- коммуникативные навыки и стили общения;
- профессионально важные и лидерские качества;
- стратегии решения профессиональных задач и проблем;
- сильные и слабые стороны в данном бизнесе.
Выбор методов оценки персонала для каждой конкретной организации является индивидуальной задачей, решить которую может только руководство самой организации, возможно, с помощью профессиональных консультантов.
Так же как и система компенсаций, система оценки персонала должна учитывать и отражать ряд факторов: стратегические цели организации, состояние внешней среды, организационную культуру и структуру, характеристики занятой в ней рабочей силы.
В стабильных организациях с устойчивой иерархической структурой, как правило, могут эффективно использоваться традиционные методы оценки.
Для динамичных организаций, действующих в условиях изменяющейся внешней среды, более подходят нетрадиционные методы.
При выборе системы оценивания деятельности сотрудников необходимо обратить особое внимание на ее соответствие другим системам управления персоналом — компенсации, планированию карьеры, профессиональному обучению, чтобы добиться синергетического эффекта и избежать конфликтов и противоречий.
Преимуществ ассессмент-центра несколько:
- валидная оценка индивидуального потенциала, не подверженная влиянию условий работы, оценок и склонностей руководства компании;
- объективные процедуры, оценивающие всех участников по релевантным качествам или способностям с использованием эквивалентного стандарта;
- возможность узнать индивидуальную мотивацию (потребности, ожидания, цели, интересы), используя стандартные процедуры вне привычного рабочего окружения;
- возможность определить специфические сильные и слабые стороны каждого участника и использовать эту информацию для определения карьеры и развития;
- формирование группы резерва людей с высоким управленческим потенциалом, которые после соответствующей подготовки могли бы занять управленческие должности с высокой вероятностью успеха.
Использование данного метода оценки имеет определенные преимущества и для участников:
- равные возможности для демонстрации своего потенциала независимо от нынешних рабочих обязанностей и результатов труда;
- лучшее понимание того, что делает менеджер и какие качества ему необходимы;
- возможность выразить свои интересы, цели и ожидания в отношении карьеры в условиях, специально созданных для эффективного использования информации;
- возможность узнать через обратную связь о своих сильных и слабых сторонах и общем потенциале для целей саморазвития;
- возможность принимать решения о своих личных планах в области карьеры и жизненных целях на основе более обширной информации.
Приложение
Карта наблюдения
Описание оценочной шалы:
5 — проявляется всегда
4 — проявляется в большинстве случаев
3 — проявляется в половине ситуаций
2 — проявляется редко
1 — не проявляется
Должностная позиция: Представитель крупной финской компании в Санкт-Петербурге
Ф.И.О оцениваемого кандидата: _________________________________________________
А.И.Паринова, ООО «Центр Развития Персонала»
Н.В.Боровикова, РГПУ им. Герцена
Источник: Журнал «Справочник по управлению персоналом»