Преодолевая трудовые будни, многие из нас периодически задаются вопросами следующего характера: На своем ли месте я работаю? Ту ли сферу деятельности выбрал? В той ли профессиональной нише нахожусь? Правильно ли я применяю свои природные способности и применяю ли их вообще на данном рабочем месте? А может быть я достоин чего-то другого?
Приходится констатировать, что лихие повороты переходного периода обернулись для многих граждан нашей страны утерей своей профессиональной стези, утратой прежней специализации, вынужденным переключением на те области деятельности, которые совершенно не соответствовали их профессиональному профилю, но позволяли выживать, зарабатывать столько, сколько хватило бы на удовлетворение своих потребностей, обеспечение семей, финансирование приобретения дорогостоящего имущества недоступного в период советского прошлого.
Сменилась «мода» на обучение в ВУЗах. Стали популярными те специализации, которые раньше не считались престижными: экономика, финансы, бухгалтерия, коммерция. Возможность получать более высокий доход толкала людей на необдуманные судьбоносные решения, касающиеся их образования.
Многие решили заняться предпринимательством. Ведь так притягательно звучало сочетание слов «частный бизнес» после длительного периода царствования общественной собственности, когда предпринимательство было незаконным, даже уголовно наказуемым. Но при этом новоиспеченные предприниматели мало себе представляли, какими качествами нужно обладать, чтобы стать действительно успешным в бизнесе.
Суетливые времена постепенно прошли, заработали новые регуляторы, народное хозяйство страны начало входить в нормальное русло своего развития, а люди…люди работают там, куда их вывела кривая судьбы. Вот только все ли довольны своим нынешним положением?
Кадровое агентство Казани «Бизнес и Карьера» изучило удовлетворенность занятых граждан их нынешней работой (сферой деятельности, профессиональным статусом).
В опросе приняли участие 602 человека различного должностного ранга в возрасте от 25 до 48 лет представляющие нижеперечисленные области и сферы деятельности: банки / инвестиции, безопасность, бухгалтерия / финансы / аудит, высший менеджмент, гостиницы / рестораны / туризм, инженерно — технический персонал, информационные технологии/интернет, кадры / административный персонал, консультирование / тренинги, медицина / фармацевтика, менеджеры по продажам / продавцы, морские специальности, некоммерческие организации, нефте-газовая отрасль, образование / наука, производство, работа без спец образования, индустрия развлечений, реклама / маркетинг / PR, розничная и оптовая торговля, связь / телекоммуникации, склады / логистика, СМИ/полиграфия, спорт / фитнесс / красота, страхование, строительство / недвижимость, студенты/стажировка, транспорт, энергетика, юристы.
Опрос показал, что только 12 % из общего числа респондентов работают по специализации, полученной ими в соответствующем образовательном учреждении, и при этом полностью удовлетворены своим выбором. Работающих не по специальности оказалось 77 %.
Выходит, что государство тратило огромные средства (а население – свои доходы) на подготовку специалистов, которые не смогли применить полученные ими специальные знания на практике. То есть такие расходы имели очевидный непродуктивный характер.
Вернемся к результатам исследования:
- 29% опрошенных не имеют соответствующего профильного образования и при этом не удовлетворены своей нынешней профессией,
- 8% участников опроса меняли свою специализацию, но хотели бы вернуться к прежней профессиональной деятельности,
- 11% респондентов хотели бы получить дополнительное академическое образование, соответствующее их нынешней профессиональной специализации,
- 9% участников исследования выразили желание получить дополнительное образование, не связанное ни с их базовым образованием, ни с нынешней работой.
- за «остальное» высказались 11% от общего числа участников исследования.
Вышеприведенные данные остро ставят вопрос о необходимости на государственном уровне принимать решения, способствующие росту качества и количества профориентационной работы с населением, прежде всего, с учащимися средней школы. Ведь у большинства учеников именно в этот период формируются планы об их профессиональном будущем. Соответствующая работа должна проводиться и с родителями учащихся. Ведь их влияние на детей в таких вопросах очень значительно. Здесь работникам образовательных учреждений следует действовать в направлении популяризации профессий, которые ранее считались не престижными или находились в группе низкооплачиваемых. Кроме этого, необходимо предупреждать родителей о серьезности ущерба, который может быть причинен судьбе ребенка из-за неправильного выбора, сделанного под их давлением.
Алексей Огурцов
Кадровое агентство Казани «Бизнес и Карьера»